Advanced Search

АвторТема: Жоао Жильберто - певец, гитарист и автор песен  (Прочитано 1924 раз)

Февраля 01, 2007, 00:09:34
Прочитано 1924 раз

Оффлайн aibolit66

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 14

  • Сообщений: 3 626

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 19

  • Дата регистрации:
    07-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Марта 20, 2020, 19:23:50


  • Пол: Мужской

 

Когда заходит разговор о босса-нове, фирменном бразильском поп-музыкальном продукте, первый, кого вспоминают в данной связи, безусловно, Антонио Карлос (Том) Жобим, со своими песнями “The Girl From Ipanema” и “Desafinado” и другими композициями заложивший основы жанра в середине 50-х. Но, как это часто бывает, появление других музыкантов сообщило жанру несколько иное направление - как в лирическом, так и в ритмическом плане.
Итак, в основном над приданием босса-нове того вида, в котором ее все узнали и полюбили, над ее определением как жанра блестяще потрудился певец, обладатель нежной манеры, гитарист и автор песен Жоао Жильберто, который у себя на родине, в Бразилии, был удостоен клички “О Mito” (Легенда).
Жоао Жилберто (полное имя - Joao Gilberto do Prado Pereira de Oliveira) родился 10 июня 1931 года в маленьком провинциальном городке Жуазейру, регион Баия. Отец его, преуспевающий торговец, хотел дать детям хорошее образование, но из семерых детей один, причем самый способный, так и не окончил школу: Жоаозиньу. С ранних лет интересовала парня только музыка. В 14 лет он впервые взял в руки гитару (первую гитару Жоао купила бабушка) и больше не расставался с ней, будто стала она продолжением его тела. В 15 лет он собрал мальчиковый ансамбль: они собирались под старым деревом в центре города и репетировали. В это время его, помимо современных бразильских поп-ритмов, вдохновляют и свинг Дюка Эллингтона и Томми Дорси, и оперетта (Жанетта МакДоналд).
Музыку Жоао слышал все детство - в местном магазинчике был громкоговоритель, из которого лилась и американская музыка, джаз, например, "Караван" Дюка Эллингтона, и французские песни, и конечно, бразильская самба - то был период ее расцвета. Спустя годы многие из услышанных тогда песен он включит в свой репертуар.

В 18 лет Жоао направился в Сальвадор, столицу своей родной провинции Байя, где короткие выступления в рамках “живого” радио шоу обратили на него внимание Антонио Мариа. В результате Жоао стал ведущим вокалистом популярной радиокоманды “Ребята с Луны” и оказался в Рио-де-Жанейро. В группе Жильберто, натура мечтательная, не продержался и года - слишком часто опаздывал на репетиции и выступления.
После ухода из группы он вел полубродяжническую жизнь, не имея постоянного адреса и скитаясь по друзьям. Море апатии и очень много марихуаны. Перебивался случайными клубными выступлениями, при этом игнорируя клубы, посетители которых разговаривали во время выступления артистов. Можно сказать, что ни пребывание в составе “Ребятa Луны”, которое можно было использовать как трамплин, ни данный ему Богом талант певца и гитариста Жоао Жильберто тогда практически не использовал.
Через почти 10 лет бесцельного существования Жоао подружился с певцом Луисом Теллесом, который уговорил его перебраться в Порто-Алегре, где взял под свою опеку. Жоао целиком сосредоточился на музыке и не только забыл о своем пристрастии к марихуане, но даже не пил ничего крепче фруктового сока. Через некоторое время Жильберто стал достаточно популярной фигурой в Порто-Алегре. Тогда же он значительно усовершенствовал свое вокальное и гитарное мастерство.
Манера, в которой он тогда пел, трудно поддается описанию. Вокал его включал много гортанных и носовых составляющих. Часто казалось, что Жильберто специально использует приемы, подходящие для чего угодно, только не для пения. Но все это переплавлялось в достаточно узнаваемый стиль. Нужно сказать, что даже такие знаментые крунеры, как Бинг Кросби и Перри Комо, пели гораздо тише и с гораздо меньшим вибрато. Все это плюс гитарный аккомпанемент, такое интенсивное синкопированное пощипывание струн, задавало веселый музыкальный тон. Так что ко времени записи первой пластинки (”Chega de Saudade“, 1959) Жильберто был повсеместно известен как человек, сделавший босса-нову тем, что она собой представляет.
Верный форме, Жоао Жильберто избрал не самую проторенную дорогу, и после успешного выхода первого альбома, а также еще двух (”Amor, о Sorriso e a Flor“, 1960, и “Joao Gilberto“, 1961) он, оставив Бразилию, поселился в США, где жил до 1980 года. [/color]
/*
В 1961 году государственный департамент США организовал джаз-тур по Латинской Америке. Одним из музыкантов, принимавших участие в туре, был гитарист Чарли Бёрд, на которого музыка Тома Жобима и Жоао Жилберто произвела большое впечатление. По возвращении в США он поставил одну из композиций Жоао своему другу саксофонисту Стэну Гетцу. Как рассказал Гетц спустя 20 лет, он "сразу же влюбился в эту музыку... Чарли Бёрд предлагал эту запись множеству звукозаписывающих компаний - никто не захотел ее купить. Им нужно, чтоб голос был как труба".

Пластинка Гетца и Бёрда "Jazz Samba" (1962) стала настоящим хитом. На протяжении 70 недель она занимала верхнюю строку поп-чартов. Она сделала Гетца популярным исполнителем, впоследствии он выпустил четыре альбома с музыкой в стиле босса нова, наиболее успешным из которых был, и до сих пор остается, альбом "Getz/Gilberto", записанный в 1964 году с участием Жоао, Аструд и Жобима. А знаменитая "Девушка из Ипанемы" стала известной в мире именно после выхода этого альбома.
*/

С 1962 по 1980 годы за исключением двух лет, которые он провел в Мексике, Жоао Жилберту жил в США.
За эти годы он записал кроме альбома "Getz/Gilberto" пять замечательных альбомов - "Жоао Жилберто в Мексике" (1970), "Жоао Жилберто", еще известный как "Белый Альбом" (1973), "Лучшее из двух миров" со Стэном Гетцем и со своей второй женой Миушей (1976) и "Amoroso" (1977). Не заботясь о финансовом успехе, Жоао проводил время, играя на частных концертах, сочиняя песни и проникая в кладовые забытой бразильской музыки. В противовес преобладающим коммерческим направлениям в музыке он записывает песни старых бразильских композиторов: Ари Баррозо, Доривала Каимми, Ноэла Розы, Жералдо Перейры. Забытые бразильские песни первой половины ХХ века новым всплеском своей популярности больше чем кому-либо обязаны Жоао Жилберту. Кроме этого, он является единственным не итальянцем, а возможно, и вообще единственным в мире музыкантом, однажды аранжировавшим итальянскую песню в джазовом стиле. Речь идет о песне "Estate" (Лето).

По возвращении в Бразилию Жоао Жилберту записал пять альбомов: "Жоао Жилберту Прадо Перейра де Оливейра" (1980); "Бразилия" с Каэтану Велозу, Жилберту Жилом и Марией Бетанией (1981); "Живой концерт в Монтрё" (1987); "Жоао" (1991) и and "Eu Sei Que Vou Te Amar" ("Знаю, что буду тебя любить", 1995). Диски Жоао содержат его старые песни, песни со всего света, песни бразильских музыкантов следующего поколения - Шику Буарке, Каэтану Велозу, Жилберту Жила. Эти три музыканта и еще многие звезды популярной бразильской музыки - Гал Коста, Джаван, Мораес Морейра, Жоао Боску и другие - до сих пор считают Жоао Жилберту своим учителем и вдохновителем, сформировавшим несколько поколений композиторов и исполнителей, и не только в Бразилии.
Верный своему загадочному и эксцентрическому имиджу, Жильберто ведет полузатворническую жизнь, твердо зная, что это именно он 40 лет назад решающим образом повлиял на развитие бразильской культуры, сделав босса-нову своей музыкой и музыкой всей Бразилии.