Advanced Search

АвторТема: П.И. Чайковский  (Прочитано 3082 раз)

Февраля 26, 2008, 17:01:30
Прочитано 3082 раз

Оффлайн Тёма

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 10

  • Сообщений: 513

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 13

  • Дата регистрации:
    02-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Августа 14, 2013, 01:53:35


П.И. Чайковский
« : Февраля 26, 2008, 17:01:30 »
 

П.И.Чайковский
(1840-1893)


15 апреля по старому стилю (7 мая по новому) в семье горного инженера родился мальчик, которому суждено было стать выдающимся музыкантом, любимым композитором огромного числа его почитателей.
Имя Петра Ильича Чайковского знакомо всем: и тем, кто хорошо знает музыку, и тем, кто с музыкой почти не знаком. Оно дорого меломанам всего мира. Удивительно задушевная музыка не оставляет равнодушных. В ней - вся жизнь человека, с его радостями и горестями, надеждой и отчаянием, борьбой за счастье.
Чайковский писал почти во всех жанрах, но любимым среди них, пожалуй, надо назвать оперу. В ней он предстал подлинным новатором. «Опера, - писал он, - и именно опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой...» В основе оперного действия - сильные человеческие чувства и переживания. Большое значение придавал композитор содержанию своих опер. Предпочтение при этом Чайковский отдавал сюжету из русской жизни. Поэтому среди его опер мы находим «Евгения Онегина», «Кузнеца Вакулу», «Воеводу», «Опричника», «Мазепу», «Пиковую даму», «Чародейку». Лишь две оперы он написал на Западно-Европейские сюжеты. Это оперы «Орлеанская дева» (о Жанне д'Арк, о ее судьбе) и «Иоланта» (по драме датского писателя Х. Херца).
Не менее важное место в творчестве композитора занимает и симфоническая музыка. Это - шесть симфоний, программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано и один для скрипки с оркестром, оркестровые сюиты, одночастные симфонические пьесы (фантазия «Франческа да Римини», программные произведения на сюжеты Шекспира - увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и фантазия «Буря» и др.).
Но о такой блестящей будущности маленького Пети никто, естественно, еще не думал. Родной Воткинск дал мальчику первые впечатления от русской природы и народных песен. С 1850-го года Чайковский стал учащимся Училища правоведения в Петербурге. Навсегда запомнились дни учения. Вечерами ученики собирались вместе в музыкальной комнате.
Именно в этом «питомнике чиновничества» Петя начал серьезные занятия музыкой. Его учителем стал Р.В. Кюдингер. Закончив училище в 1859 году, П.И. Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Служба не слишком отягощает. Остающееся свободное время посвящается театрам и особенно опере.
Так проходили дни за днями, не доставляя особого удовлетворения душе. Все сильнее влекла к себе музыка. В 1862 году Чайковский решился круто изменить свою судьбу. Он поступает, в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию, где занимается по композиции в классе Антона Григорьевича Рубинштейна. Со службой пришлось расстаться. Это были два совершенно несовместимых занятия - сухая работа с бумагами и творчество. В 1865 году Чайковский закончил консерваторию с серебряной медалью.



В 1866 году в Москве под руководством брата А.Г. Рубинштейна - Николая Григорьевича - открывается вторая российская консерватория. Среди ее преподавателей - молодой выпускник первой - П.И. Чайковский. Рубинштейн предложил ему вести классы свободного сочинения и гармонии. С этих пор жизнь Чайковского тесно связана с Москвой. Здесь у него появились новые знакомые и друзья. Самыми близкими из них стали Герман Ларош и Николай Рубинштейн. Оба талантливые музыканты: Ларош - музыкальный критик, а Рубинштейн - пианист с мировым именем. Николай Григорьевич с высочайшим мастерством исполнял в своих выступлениях Первый фортепианный концерт Чайковского, хотя сначала не понял новизны музыкального решения и принял произведение, что называется, «в штыки». В результате этого, первым исполнителем концерта стал талантливый пианист Бюллов, которому композитор и посвятил свое детище.
С консерваторией связано десять лет жизни и творчества П. И. Чайковского. За эти годы он успел воспитать немало музыкантов, сочинить много талантливой музыки. Это - первые три симфонии, программно-симфонические произведения: «Ромео и Джульетта»(1869), ставшая ярким явлением в русской симфонической музыке, «Буря»(1873), «Франческа да Римини»(1876); четыре первые оперы: «Воевода»(1868), «Ундина»(1869), «Опричник»(1872), «Кузнец Вакула» (1874); Первый концерт для фортепиано с оркестром (1875), много романсов, фортепианных и других сочинений. Одновременно с этим, Чайковский подготовил ряд учебных пособий, в том числе – первый в России учебник гармонии.
На лето он выезжал обычно на юг Украины - там жила его сестра Саша, вышедшая замуж за сына декабриста В.Л. Давыдова. В Каменке появились на свет пьесы «Детского альбома», посвященного племяннику - Володе Давыдову. В цикле 24 пьесы. По ним можно проследить все интересы, игры и занятия ребенка в течение дня: от утреннего пробуждения - до вечерней молитвы. В названиях и содержании пьес заметно, что многое навеяно собственными воспоминаниями композитора о его детстве.
Второй фортепианный цикл имеет особую историю. Его заказали композитору в издательстве журнала «Нувеллист», который выходил первого числа каждого месяца и регулярно печатал в приложении произведения для домашнего музицирования. Так были изданы многие романсы Алябьева и Варламова, Глинки и Даргомыжского, фортепианная музыка Листа, Шопена, Бетховена. «Времена года» печатались весь 1876 год, месяц за месяцем. Музыкальная публика оценила цикл по достоинству. В этой незатейливой музыке открылась бездна истинной поэзии.
В это же время П.И.Чайковский обратился к совершенно новому для России жанру - жанру балета. Еще ни один композитор не создавал сценических произведений, в которых не было бы слова. Россия знала до сих пор только балеты зарубежных композиторов. И вот, в 1876 году дирекция императорских театров заказала Чайковскому балет. Композитор много думал о том, что балет нужно строить так, чтобы публика не только видела главных героев на сцене, но еще и слышала их в музыке. Так появилась «жемчужина» русского балета - «Лебединое озеро» (1876). Темы главных героев не только характеризуют их, но и живут своей жизнью в оркестре, передавая все оттенки мыслей и переживаний персонажей. Впервые на сцене императорского театра шел балет, музыка которого не была составлена подобно мозаике из простеньких мотивчиков, приспособленных для танца, а сама собой являлась симфонической поэмой о любви, оказавшейся сильнее всех козней злых сил. Первый опыт сразу удался. Потом последовали еще два выдающихся балета – «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Оба балета решены также в симфоническом ключе, с лейтмотивами главных действующих лиц.


Февраля 26, 2008, 17:02:55
Ответ #1

Оффлайн Тёма

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 10

  • Сообщений: 513

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 13

  • Дата регистрации:
    02-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Августа 14, 2013, 01:53:35


П.И. Чайковский
« Ответ #1 : Февраля 26, 2008, 17:02:55 »
 Да, это были очень плодотворные годы. Все оборвалось с неудачной женитьбой в 1877 году. Отчаяние привело к тяжелейшему творческому кризису, нервному заболеванию. Только вмешательство друзей помогло композитору справиться с этим. Материально поддержала известная в России меценатка и почитательница таланта Чайковского - Надежда Филаретовна фон Мекк. Друзья просто заставили композитора покинуть страну и уехать в Италию. Там он смог закончить свои Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». В консерваторию Петр Ильич больше не вернулся.



В Италии Чайковский наблюдает не только будни простого народа, но и праздники. Каждое утро его будят звуки фанфар из военных казарм по соседству. Бесконечные прогулки по вечному городу приносят массу впечатлений: в Сикстинской капелле он любуется мощной красотой фресок Микеланджело, восторгается «Преображением» Рафаэля, долго слушает уличных певцов и музыкантов, бродит по шумным улицам во время бестолковой карнавальной суеты. Среди веселой толпы он пытается развеять свои мрачные мысли. Так родилось знаменитое «Итальянское каприччио», полное искрометных народных мелодий, сменяющих друг друга в пестром ритме карнавала. Но, при этом, время от времени, возникают трагические интонации, будто напоминающие о чем-то грустном, о том, что не все так безоблачно в этой жизни.



1877 год стал переломным годом не только в жизни композитора, но и в его творчестве. После душевного потрясения он не мог больше писать по-прежнему. В музыке Чайковского появились новые интонации. Чаще стали звучать трагические нотки. Уже в Четвертой симфонии появилась тема рока, «фатум». Тема рока, как злое начало, противостоящее человеку, прослеживается дальше и в Пятой симфонии, и в операх («Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама»), и в симфонических произведениях («Манфред»), и в камерно-вокальных произведениях.
Среди опер того времени выделяется «Пиковая дама» по одноименному произведению А.С. Пушкина. Композитор кое-что изменил в сюжете в процессе подготовки либретто. Так, Лиза стала внучкой графини, а не ее воспитанницей. Перемена «статуса» главной героини из бедной компаньонки в богатую невесту сместила смысловые и нравственные акценты в развитии сюжета и характеров персонажей. Между ними разверзлась пропасть социального неравенства. Это стало предпосылкой трагической гибели Лизы и сумасшествия и, в конечном итоге, смерти Германа. Тема рока, преследующая главного героя, представляет собой «тему трех карт». Это не случайно избранный элемент, это та навязчивая идея (вроде бы легкий способ разбогатеть), доводящая его до последнего шага (самоубийства). Движущая сила всех поступков Германа - всепоглощающая страсть к Лизе. Но благородное чувство, возвышающее человека, приводит героя к низменным побуждениям и поступкам. Основная идея - столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности - показана уже в оркестровом вступлении, где проходит тема баллады Томского, сыгравшей в жизни Германа столь роковую роль. Именно из этой баллады он узнал впервые о существовании тайны трех карт. И здесь же, второй темой интродукции - образ злого рока, связанного с образом Пиковой дамы - Графини.
Шестая симфония поражает своим трагическим содержанием. Здесь «фатум», злой рок, одерживает победу над человеком. Герою симфонии борьба с судьбой стоит жизни. Траурный марш, который встречается иногда в симфониях классиков, у Чайковского превращается во всеобщее шествие, выражающий глубочайшую, беспредельную скорбь. Это уже трагедия «мирового масштаба». Более всего удивляет тот факт, что у Чайковского, как и у его самого обожаемого композитора, в конце жизни одновременно появляются самое жизнеутверждающее произведение (опера «Иоланта») и самое трагическое, своего рода Реквием - Шестая симфония. У кумира Чайковского - Вольфганга Амадея Моцарта - вместе с Реквиемом появилась его самая, пожалуй, светлая опера - «Волшебная флейта».


Памятник П.И. Чайковскому в Клину.

Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой - в Майданове и в Клину. День композитора отличается строгим распорядком, от которого он не отступает никогда. 16 октября 1893 года Чайковский дирижировал первым исполнением своей шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября его не стало.