Advanced Search

АвторТема: МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"  (Прочитано 6127 раз)

Май 09, 2006, 17:52:31
Ответ #20

Оффлайн Жулик

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 4252

  • Сообщений: 7 790

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 3

  • Дата регистрации:
    26-02-2006


  • Дата последнего визита:
    Сентябрь 08, 2019, 19:03:22


МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"
« Ответ #20 : Май 09, 2006, 17:52:31 »
 
        Он приходил ко мне, сколько раз, после смерти... Пришел однажды — веселый-веселый-веселый, и говорит:
        — Мишка, ты знаешь, я умер!
        Я говорю:
        — Я знаю!..
        (Так страшно!)
        — …Вообще, что ж ты?..
        — Ой, Мишунь, ты даже не представляешь, как прекрасно! Ты знаешь, я брожу по Москве...
        — Ну и что?
        (Что мне — Москва?)
        — Нет, я брожу по Москве — старинной! Это всё фигня! Ты знаешь, вот я как будто с облаков слетаю, прихожу, открываются двери — кабак! Сидят русские мужики, и я — пою!.. Мишка, это такой кайф! Это грандиозно! Москва, Москва... И, самое главное, я вхожу — и выхожу! — когда хочу. Я всегда — там, и меня — нет! Но мне так хорошо, в этой Москве...
        Я проснулся — за Володьку — счастливый такой! Он приходил, я знаю, это истина. И говорит: «Я сижу — как на облаке, вхожу, играю... кабаки... И выхожу... И снова...».

Август 21, 2007, 20:50:32
Ответ #21

Оффлайн Жулик

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 4252

  • Сообщений: 7 790

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 3

  • Дата регистрации:
    26-02-2006


  • Дата последнего визита:
    Сентябрь 08, 2019, 19:03:22


МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"
« Ответ #21 : Август 21, 2007, 20:50:32 »
          Стр. 31-32.              

СЛОВО АВТОРИТЕТА              

МИХАИЛ ШЕМЯКИН БОИТСЯ МАФИИ В РОССИИ.              

С Володей Высоцким мы подшивались от пьянства 9 раз…              

Знаменитый русский художник Михаил Шемякин давно живет в Америке, куда он был отправлен советской властью как диссидент. Сегодня Шемякин и его творчество вернулись на родину. Недавно выставка работ Михаила была открыта в Витебске, в рамках XVI международного фестиваля искусств «Славянский базар», где с живописцем встретился наш корреспондент.              


КАРТИНЫ И КОНСЕРВЫ            

— Михаил Михайлович, вы часто говорите о засилье некоей мафии в области изобразительного искусства на Западе. В чем ее суть и есть ли что-то подобное в России?


        — К счастью, в России ничего такого нет. Дело в том, что в России пока просто не существует художественного рынка современного искусства.
        Что же касается Запада, то на сегодняшний день это абсолютно нормальная терминология для журналистов - «художественная мафия». Она фактически управляет всем рынком через два крупнейших аукциона - «Сотбис» и «Кристи». Их директора время от времени сидят. Сейчас находится под следствием директор «Сотбис», который в прошлом руководил крупнейшей сетью супермаркетов в Америке. Когда его спросили: «Господин хороший, как же так: вы вроде недавно торговали зеленым горошком, туалетной бумагой, консервами, а сейчас возглавляете крупнейший дом по продаже картин и антиквариата?» - он ответил: «Картины также можно продавать, как и консервы. Никакой разницы для себя я не вижу». Вот такое было циничное заявление.
        Компании «Сотбис» удалось зачеркнуть понятие моральных эстетических критериев. Сегодня можно продать любую вещь за миллионы. Коллекционеры уже зомбированы, они охотно клюют на явные провокации.
        Опасность в том, что тенденции эти вполне могут продвинуться и в российские края, потому что «сотбис-кристи-мафия» не скрывает того, что их интересуют деньги новых русских.


        ПОРОКИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ            

— В  беллетристике  существует такое понятие, как «литературные негры». Есть ли что-то подобное в мире изобразительного искусства?


        — В литературе это действительно очень распространено. В нашем мире есть такой художник, как Марк Костаби. Очень популярный. Так он гордится тем, что к картинам вообще не прикасается. Он командует. Иногда даже по телефону. У него несколько мастерских, и он говорит, что нужно сделать, обрисовывает идеи. В Москве группа художников выполняла его заказ, а он потом приехал и подписал картину. Этот человек считает, что самое главное для картины - это идея. На этом выстроил целую фабрику, целый мир Костаби. Печатаются громадные монографии, он продается на крупнейших аукционах.
        А с другой стороны, на сегодняшний день так легко создавать «шедевры», что никакой «негр» уже не нужен. Берете палку, заматываете ее в грязный носок и несете в галерею. Если вы попали в правильную галерею, понравились нужным людям, то через некоторое время вы будете ведущим скульптором Москвы, и ваш бред будет продаваться за миллионы.

        — Верите ли вы в то, что настоящий талант всегда пробьет себе дорогу?

        — У каждого художника своя судьба. Кто-то имеет возможность пробиться, другой же творит в полном одиночестве. И его открывают через сто-двести лет. Были забыты Ван Гог, Эль Греко. Да многие... Все зависит от судьбы. Вот Зураб Константинович Церетели очень сильно пробился. У него есть и энергия, и деньги...

        — А Шилов, Глазунов?

        — Мы с моей супругой Сарой де Кей в 1993 году были на баррикадах в ту страшную ночь, когда погибли люди. А на следующее утро я был вызван к Лужкову, и тот поблагодарил меня за то, что я защищал мэрию (хотя нас могли смять маленькой танкеткой!), и спросил: «Что бы вы хотели иметь в Москве?» Я взял лист бумаги и написал, что мне ничего не надо. А прошу я для своего старшего собрата по искусству, замечательного и гениального художника Михаила Матвеевича Шварцмана, выдать мастерскую. Чтобы он мог там достойно творить. Лужков взял мою бумагу, посмотрел, наморщил лоб и сказал: «Гениальный Шварцман? У меня есть три гения: Церетели, Шилов и Глазунов. Вот им я должен помогать. А Шварцман? Ну, раз вы просите, я сделаю и ему мастерскую».
        Действительно, мэр Москвы сдержал свое слово, и Михаил Матвеевич получил мастерскую.

        — Правда,  что именно Лужков подсказал вам идею памятника «Дети -  жертвы  порока  взрослых», которая теперь установлена на Болотной площади в Москве?

        — Да, это была его идея. Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой сложный памятник «Дети - жертвы порока взрослых». И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков), - ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться (смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь). Если педофилия, то Свидригайлов с девочкой на коленях? Или создать достоверный портрет Чикатило? И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрителей. Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания.  Потому, что до нашего «благословенного» времени ранее дети никогда от этого порока не страдали. Этот порок в виде такого страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня особняком в сборище пороков...

        — Говорят, что небезызвестный журналист и ТВ-ведущий Сергей Доренко мог стать героем одного из пороков, на что Лужков сказал: «Не надо. Слишком много чести...»

        — Да, он должен был стать воплощением порока лжи...


        ПЬЯНСТВО С ВЫСОЦКИМ            

— В молодости вы слыли отчаянным гулякой, проводили много времени в лихих загулах в компании с Владимиром Высоцким... Что сейчас вспоминаете о тех временах?


        — Я уже тринадцать лет, как говорят в России, в завязке. В молодости действительно служил Бахусу весьма изрядно, но принадлежал к разряду пьяниц, а не алкоголиков. Потому что, если вы знаете, медицина делит людей, пристрастных к данному зелью, на две категории: «пьяницы» и «алкоголики». Я относился к первой категории, то есть к тем людям, что периодически срываются.
        Все было абсолютно естественно, потому что нагрузки, которые несли мой организм и мозг, требовали какой-то разрядки. Так же, как у Володи Высоцкого и многих людей  искусства. Эти срывы происходили после трех-четырех месяцев напряженной, совершенно нечеловеческой работы. А поскольку человек я был в то время веселый, то загулы происходили в каких-то кабаках, с цыганами...
        Но с Володей Высоцким у меня был один-единственный загул, виной которого стала Марина Влади. Сначала она меня вызвала, чтобы я охранял Володю, а потом погорячилась и выгнала. Высоцкий в то время был уже болен. И у него уже не веселье было, а мучительная финальная стадия болезни. Десять дней совершенно изнурительного запоя обычно кончались сумасшедшим домом и белой горячкой.
        И вот в такой момент у Марины нервы не выдержали, она нас выставила за дверь, и мы ночью очутились в Париже одни. Пошли в кабак, была безумная ночь, вторая, третья, результатом чего явилась известная песня: «Французские бесы - большие балбесы, но тоже умеют кружить...», которую он написал после выхода из психиатрической больницы. Кстати, когда Володя спел Марине эту песню, она хохотала-хохотала, а потом вдруг поднялась и сказала: «Так, я уезжаю: я страдала, а меня в этой песне нет!» И они с Володей не разговаривали после этого три месяца...

        — Вы пытались бороться со своим недугом?

        — Вместе с Володей во Франции мы подшивались девять раз. Причем тогда были разрешены довольно страшные эксперименты с организмом - мы зашивали спираль. Сегодня во всей Западной Европе это запрещено. Вы даете подписку, что знаете о том, что не имеете права употреблять алкоголь в течение полугода, и вам вшивают ампулу. Но нам это не помогало. Потому, что сидишь и смотришь на календарь, когда же кончатся эти проклятые полгода, а потом срываешься так, что все вокруг гудит...

        — В сентябре в Самаре вы открываете  памятник «Высоцкий и его мир». Правда, что в скульптурной группе нашлось место и Марине Влади, несмотря на ваши далеко не безоблачные отношения?

        — У нас с ней всегда были сложные отношения, а в своей книге «Прерванный полет» она допустила много лживых измышлений в мой адрес... Никогда она пьяного меня на руках не таскала. Вообще книга ужасная. И дети даже хотели подавать в суд на Марину. Особенно буйствовал сын Никита. Но все-таки Марина долгие годы спасала Высоцкого от пьянства. И сам он написал: «Тобою и Господом храним...»  В  скульптурной группе она у меня в платье принцессы, держит в руках свою книжку. Но я с ней рассчитался, потому что из книжки выползает маленькая гадюка.


        Беседовал Михаил АНТОНОВ.            
Фото Михаила САДЧИКОВА-младшего.  



        ДОСЬЕ «ВЗ»              

Михаил Михайлович Шемякин
родился в 1943 году в Москве в семье актрисы и военного. Детство мальчика прошло в Кенигсберге, где служил его отец. В 1957 году Михаил поступил в Школу имени Репина при Академии художеств, откуда был отчислен за несоответствие нормам социалистического реализма. Работал чернорабочим, но не порывал с искусством. В 1960-х годах Михаила как авангардиста насильно поместили в экспериментальную психиатрическую клинику. После освобождения Шемякин трудился рабочим в Эрмитаже. Однако гонения на него продолжились, и в 1971 году Михаил был выслан из страны и лишился гражданства. 10 лет художник жил и работал в Париже, где и приобрел мировую известность.
        В 1981 году Шемякин переехал в Нью-Йорк, где был избран действительным членом Академии наук. Вскоре он получил американское гражданство и поселился в небольшом городе Клаверак. В 1989 году состоялось триумфальное возвращение искусства художника на родину. Работы Шемякина находятся практически во всех крупнейших музеях мира, а жителям Петербурга он знаком в первую очередь следующими произведениями:
— на набережной Робеспьера, напротив «крестов» находятся двуликие сфинксы работы Михаила Шемякина. Это дань памяти всем репрессированным в годы большевизма;
— в Петропавловской крепости устроился памятник Петру I, который, впрочем, вызывает многочисленные споры у посетителей музея, уж больно некрасивым и непропорциональным вышел император.
        В 1993 году Михаилу Михайловичу Шемякину присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

Август 21, 2007, 20:53:36
Ответ #22

Оффлайн Жулик

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 4252

  • Сообщений: 7 790

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 3

  • Дата регистрации:
    26-02-2006


  • Дата последнего визита:
    Сентябрь 08, 2019, 19:03:22


МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"
« Ответ #22 : Август 21, 2007, 20:53:36 »
 

Август 21, 2007, 20:55:26
Ответ #23

Оффлайн Жулик

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 4252

  • Сообщений: 7 790

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 3

  • Дата регистрации:
    26-02-2006


  • Дата последнего визита:
    Сентябрь 08, 2019, 19:03:22


МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"
« Ответ #23 : Август 21, 2007, 20:55:26 »
 

Август 21, 2007, 20:57:20
Ответ #24

Оффлайн Жулик

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 4252

  • Сообщений: 7 790

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 3

  • Дата регистрации:
    26-02-2006


  • Дата последнего визита:
    Сентябрь 08, 2019, 19:03:22


МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"
« Ответ #24 : Август 21, 2007, 20:57:20 »
 

Август 21, 2007, 20:59:07
Ответ #25

Оффлайн Жулик

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 4252

  • Сообщений: 7 790

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 3

  • Дата регистрации:
    26-02-2006


  • Дата последнего визита:
    Сентябрь 08, 2019, 19:03:22


МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"
« Ответ #25 : Август 21, 2007, 20:59:07 »
 

Август 21, 2007, 21:01:23
Ответ #26

Оффлайн Жулик

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 4252

  • Сообщений: 7 790

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 3

  • Дата регистрации:
    26-02-2006


  • Дата последнего визита:
    Сентябрь 08, 2019, 19:03:22


МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"
« Ответ #26 : Август 21, 2007, 21:01:23 »
 

Август 21, 2007, 21:02:48
Ответ #27

Оффлайн Жулик

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 4252

  • Сообщений: 7 790

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 3

  • Дата регистрации:
    26-02-2006


  • Дата последнего визита:
    Сентябрь 08, 2019, 19:03:22


МИХАИЛ ШЕМЯКИН "О ВОЛОДЕ"
« Ответ #27 : Август 21, 2007, 21:02:48 »