КСП СОБРАЛИСЬ В КИЕВЕПять дней продолжался грандиозный песенный марафон, а точнее парад конкурсов. Судите сами: среда - апелляционный конкурс (для тех, кто не прошел региональные смотры, но претендовал на участие во Всесоюзном), четверг - 4 конкурсных концерта ("полных авторов", авторов музыки, исполнителей и ансамблей), суббота - заключительный конкурсный концерт. Вечером в субботу - награждение лауреатов.Но вернемся к началу. Что есть самое фестиваль? Почему мы превратили его в безудержную гонку за званиями, в спор за какие-то места? Предвижу резонные возражения: нынче именно звание дает молодым шанс быть замеченными. Это оно, звание, как бы становится гарантом качества выступления не очень известного автора или исполнителя. Но подумаем, всегда ли это так? Приведу лишь два примера: ансамбль под управлением Евгения Матвеева (Пермь) и одесский дуэт Сергей Швец - Александр Алабин. Широкое признание пришло к ним задолго до завоевания громких титулов. И на сегодняшний день это вполне сложившиеся профессионально работающие коллективы. И обратный вариант: мы "наплодили" несчетное количество лауреатов, начиная от энного нововасюковского до всесоюзного фестивалей, имеющих две-три-четыре удачных, более или менее, песен и нещадно их эксплуатирующих. Таким людям звание мастерства, как правило, не прибавляют.Теперь посмотрим, что произошло в Киеве.Многоступенчатость в конкурсе измотала выступающих донельзя. Хорошо было тем, кто завоевал безусловное лидерство на первом конкурсном концерте. А сколь же трудно пришлось тем, кто участвовал еще и в субботнем состязании! Я сама пою и знаю, что такое фестивали. Быть в хорошей творческой форме на четвертый день соревнований крайне трудно: сказываются физические и эмоциональные перегрузки. А искусство - это не тяжелая атлетика. Не каждый в состоянии пройти "через все круги" без ущерба собственному творчеству. Именно поэтому от концерта к концерту снижался уровень выступлений некоторых участников. И тем не менее, удачно спевшие в начале, получили-таки "слонов" независимо от своих последующих выступлений. Спрашивается, зачем они вообще были нужны, последующие? Ведь и так все было ясно!В середине сентября уважаемый наш метр Александр Михайлович Городницкий предложил основной формой работы Всесоюзного фестиваля сделать творческую мастерскую, а элемент конкурса ограничить отбором на заключительный концерт на тех же мастерских. Городницкого поддержал Всесоюзный худсовет. Почему мнение это было проигнорировано, остается только гадать.Творческим мастерским был посвящен один день, пятница. И какой же широкий выбор имели участники: мастерские вели поэты Борис Чичибабин, Валентин Берестов, Дмитрий Сухарев; авторы-исполнители Татьяна и Сергей Никитины, Григорий Дикштейн, Виктор Берковский, Владимир Туриянский, Александр Мирзаян,Галина Хомчик, Ада Якушева и другие. Это было действительно здорово. Здесь пели не одну-две, а три-четыре песни. Была возможность более полно раскрыть свой творческий потенциал, и, что самое главное, выслушать, что об этом думают слушатели, поспорить, поделиться творческими замыслами....В КСПшной среде известны резкость и безапелляционность суждений Вероники Долиной. Но те, кто признали ее свои Мастером, ни на минуту не пожалели. Эта мастерская, пожалуй, единственная, которая закончилась поздно вечером....Александр Мирзаян умело переключался с песенного анализа на философские проблемы жанра, на вопросы теории песни...."Добрый" Дмитрий Сухарев как бы уравновешивал безжалостный "разбор по косточкам" Виктора Луферова.А вот мастерская Сергея Никитина, Владимира Туриянского и Владимира Бережкова напоминала конвейер: успеть бы пропустить всех, не говоря уже о разборе. Но это было, скорее, исключение.В конкурсной программе принимали участие и запорожцы. Исполнитель Аня Хуповка даже получила звание лауреата. Вдвойне приятно, что исполняла она песни тоже запорожца - Алексея Недвиги.Несколько обидно за ансамбль "Алиса". Их неудача, как мне думается, объяснима подбором конкурсного репертуара. Выступи ребята в творческой мастерской,возможно бы их профессионализм оценили по достоинству. Ведь коллектив хороший, песен хороших тоже много, и надо их петь!Вот, пожалуй, и все, что хотела я рассказать. При всей спорности творческой ценности фестиваля нельзя не сказать о его солидной организационной подготовке. Приняты, поселены, накормлены были все, без исключения, приезжие. Автобусы четко осуществили сообщение между Киевом и местом проживания участников в Ирпене. Самые крупные концертные залы были переполнены зрителями. На высоте оказалась реклама. Продумано было все: от теле- и видеозаписи до красивейших лауреатских дипломов, выполненных в национальном украинском духе.И еще, назову некоторые имена победителей, т.к. их количество строго не регламентировалось. Это москвичи Татьяна Дрыгина, Игорь Луньков, ансамбль детской песни "Дэка", рижанка Татьяна Похла, чудесный Андрей Козловский из Вологды, Валерий Кузнецов и Николай Штромило Красноярск), ансамбль "Уленшпигель" (Казань), Антон Духовской (Ленинград), Ольга Залесская (Витебск).Четвертый Всесоюзный фестиваль пройдет через два года в Москве. Впереди множество новых встреч... Учтем ли мы свои собственные ошибки или будем и дальше двигаться по инерции накатанными конкурсными рельсами? Лучше бы уж случиться аварии! Пусть наш КСП-шный фестивальный поезд сойдет с рельс. С таких рельс.Елена Алексеева, член городского клуба песенной поэзии "Парус". Газета "Комсомолец Запорожья"11.11.1990г
Исправьте, плз06. Юрий Быков (Стаханов) - Ах, какая пропажа - пропала зима...07. Юрий Быков (Стаханов) - Письмо (обрыв)-- это не Быков, а Рыков. Юра. Тогда -- из Стаханова. Сам слушал тогда из зала. Рыков заполнял какую-то техническую паузу и долго пел Визбора в ДК "Украина".Подпись: Александр Костромин.
Третий и последний Всесоюзный фестиваль авторской песни в Киеве 1990. Передача "Я вам спою" Участники только часть: Борис Чичибабин, Борис Бурда, Любовь Захарченко, Галина Хомчик, Сергей Труханов, Андрей Козловский, Юрий Рыков, Игорь Луньков, Ольга Залесская, ансамбль «Арбатская шпана», Илья Винник, Сергей и Татьяна Никитины, Татьяна Дрыгина, ансамбль «Уленшпигель»