Посиделки > Муз. просвет

История блюза - Часть 4.

(1/1)

BEN54:
 Представляю Вашему вниманию четвёртую, заключительную, часть истории блюза.

ИСТОРИЯ БЛЮЗА.ЧАСТЬ 4.

              Хаулин Вулф
       Блюзовая община Миссисипи чем-то напоминает алмаз, у которого каждая грань мерцает по-особенному, своими собственными лучами. Повернул его боком к солнцу - ррраз! - сверкнул Джон Ли Хукер. Повернул ещё - высветился Миссиссипи Джон Харт. Ещё - и вот уже засветился Мадди Уотэрс. И в такие «солнечные зайчики» можно играть долго.
       Но одним из самых ярких миссиссипских лучей был Честер Барнетт, получивший в блюзовом мире прозвище Хаулин Вулф.
       В молодости Вулф получил первые уроки игры на гитаре от самого Чарли Паттона. Легко заметить преемственность и в манере исполнения вокальных партий: Вулф, так же как и Паттон, являлся характерными представителем хрипящего, воющего, рычащего вокала, который сегодня без труда интерпретируется как специфически «блюзовый». В голосе Вулфа было нечто первобытное, сходное со звериным рыком. Да и сам Честер напоминал если не зверя, то человека-гору уж точно! Огромный, медлительный. Блюзмен из дремучих лесов....

       

       Выдающимся гитаристом Вулф себя никогда не считал, часто вообще оставлял гитару и играл на губной гармошке. Но главными его достоинствами был всё же вокал и сопутствующая ему неистовая энергетика живых концертов. Его блюз-бэнд играл классический чикагский блюз со всеми отсюда вытекающими саунд-последствиями. Саксофон, фортепьяно, гитара, контрабас, губная гармошка - всё это вместе и давало ту удивительную смесь, на которую ложился скрипучий, каркающий (в медленных блюзах) или ревущий и вопящий голос Хаулин Вулфа. Голос Воющего Волка...

   
           Би Би Кинг

       Райли Би Кинг - ещё одно живое подтверждение того, что блюз - одна большая община. Или, если хотите, семья, где все друг другу родственны не только по духу, но и по крови. В смысле родственники. Жил такой человек в 30-х-40-х годах. Звали его Букка Уайт. Огромный, мощный, неукротимый. И, конечно, блюзмен, причём со своей фирменной манерой, которую не спутаешь ни с кем другим. Играл Букка исключительно на national steel guitar с использованием слайда, но отнюдь не медленную прозрачную музыку. Блюзы Уайта напоминали бегущий по прерии табун диких мустангов, - не более, не менее. Его грязный, сырой и сверхритмичный блюз поднимал в миссиссипских кабаках даже уже лежащую под столами мертвецки пьяную публику. И всё это продолжалось, как водится, до самого утра.
        А Би Би Кинг ("blues boy", «блюзовый мальчик») был Букке Уайту двоюродным братом. И первые уроки блюза получил именно от него. Позже Кинг вспоминал, какое невероятное впечатление произвела на него игра кузена слайдом. Сам Би Би так и не научился этой премудрости. И во многом именно из-за этого ему пришлось выработать фирменный звук своей «Люсиль» с неповторимым бибикинговским вибрато.
       Естественно, манера игры у этих родственников непохожа. Сам Би Би Кинг отталкивался уже не от кантри- и дельта-блюза, а от блюза городского. Во многом под влиянием «приджазованного» ТиБоун Уокера, нынешний «король блюза» и обронил свою коронную фразу: «Джаз - это блюз, получивший высшее образование». Но самому Би Би Кингу учиться ничему не надо. Начав в 50-х с версий «3'o'clock blues» Лоуэлла Фалсона и «Every day i have the blues» Мемфиса Слима, он до сих пор остаётся одним из самых популярнейших артистов на мировой блюзовой сцене. И фамилию свою оправдывает вполне.

   
             Фредди Кинг

       Один из трёх королей блюза (буквально, по фамилии) Фредди Кинг занимает в истории блюза особое место. Выходец из Техаса, он стал пионером жёсткой, агрессивной и одновременно виртуозной манеры игры, которая не сразу была воспринята блюзовой публикой адекватно. Легендарная чикагская фирма «Чесс» не стала заключать с Фредди Кингом контракта, хотя и пользовалась его услугами как сессионного музыканта. Многие блюзовые традиционалисты из афроамериканцев вообще скептически ворчали: «И это блюз?».
       Но это был блюз. И блюз самый настоящий. Высочайшей пробы. Фанатичными поклонниками гитарной пиротехники Фредди Кинга стали будущие «звёзды» британского блюза. Питер Грин, Эрик Клэптон с самыми различными составами на протяжении многих лет с огромным кайфом играли вещи Фредди Кинга. Фактически, он один из тех, кого можно с полным правом назвать пионером блюю-рока как стиля. На концертах он выжимал из своей гитары тысячи звуков одновременно, сопровождая это звуковое извержение безумными прыжками по сцене, (что само по себе уже впечатляло, ибо и роста и комплекции Фредди был «королевской» - под два метра.
       Кинг не только исполнял массу блюзовых стандартов в своей собственной обработке, но и сам был выдающимся блюзовым композитором. Его Hideaway была чуть ли не пропуском в блюзовые клубы для музыкантов. Джимми Воэн благодаря именно Hideaway играл в клубах, где его совершенно никто не знал. И после коды всякий раз публика разражалась восторженными криками (хотя встречали никому неизвестного гитариста настороженным молчанием). Его брат, Стиви Рэй, вместе с Джеффом Бэком один из самых эффектных своих джемов устраивали на знаменитой вещи Goin Down, которая была визитной карточкой позднего Кинга. Так что король умер, а блюзы его - нет...
       Эрик Клэптон вспоминал, что именно джемы с Фредди Кингом более всего вдохновляли его на дальнейшие, собственные блюзовые путешествия. А Клэптон - врать не станет.

   
       Вот и закончилось наше краткое путешествие в историю блюза. Краткое, как поездка на миссиссипском поезде. И совершенно удивительная музыка.
       Не знаю, как вы, а я отправляюсь дальше. В своё - путешествие...
       Длиною в мир.
       Длиною в жизнь.
       Длиною в блюз...

   
       Илья Верховский


Igortem:
 BEN54, большое спасибо за очень полезные, познавательные экскурсы в историю блюза.
:D  

Babushka:
 BEN54, большое спасибо! ;D  

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии