Advanced Search

АвторТема: Высоцкий "Погоня" - Комментарий к песне  (Прочитано 7150 раз)

Декабря 24, 2006, 21:54:48
Прочитано 7150 раз

Оффлайн gandy

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 17175

  • Сообщений: 17

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 0

  • Дата регистрации:
    18-07-2006


  • Дата последнего визита:
    Октября 02, 2015, 23:01:32


 О волках и «ПОГОНЕ»
Научно-фантастический комментарий

Написано под влиянием дружеских бесед с
Людмилой Яковлевной Томенчук и при её одобрении.

«Погоня» – безусловно, может быть отнесена к категории самых сильных песен Высоцкого. Но, как это иногда случается, в своих песнях поэт мог допускать мелкие неточности, что иногда становилось основанием для критики поэзии Высоцкого. При этом, упор критика на неточности в деталях, как бы автоматически бросал тень на художественные достоинства стихотворения/песни.
Иногда, в пылу азарта, критики и сами отступали от истины или обнаруживали непонимание темы.
Характерным примером может служить «БЕГ ИНОХОДЦА Комментарий профессионала», Л.Осиповой .
Справедливо указав на ряд неточностей в «Иноходце», автор сама переступает границы бесспорного.
Так , Л.Осипова цитирует и комментирует: «Вот и я подседлан и стреножен, Рот мне разрывают удила...»  Подседлывать - это понятно. Но стреноживать, то есть связывать накоротке передние ноги с задней зачем? Ведь скачка все-таки».
Здесь явное непонимание критиком смысла метафоры: именно стреноженным чувствует себя конь, мечтающий бегать «в табуне, но не под седлом и без узды».
Надо напомнить , что серьёзного прижизненного издания стихов поэта, выверенного автором, не было, и смысловые неточности, связанные с расстановкой знаков препинания и, соответственно, оттенки текста, зависящие от пунктуации, лежат на совести редакторов и составителей сборников.
Ещё пример из той же статьи: «наш странный герой принял старт, но выигрывать не хочет: «Засбою, отстану наскоку!..» Довольно странное решение. Засбоить - значит перейти с иноходи на галоп, который, мы уже разобрались, резвее. Надежней было бы тянуть иноходью».
Но теперь неточен уже сам разоблачитель, забывший, что если рысак на бегах переходит на галоп - сбоит, то наездник сам сдерживает его, и лошадь «законно» теряет скорость. А если рысак начнёт «тянуть», то наездник примется погонять лошадь. «Тянуть» – себе дороже.  Поэтическая же сторона песни и вовсе остаётся за пределами разумения Л.Осиповой:

Я собою просто не владею,
Я прийти не первым не могу!

И такой конь, по мнению критика, способен «тянуть»?

Но вернёмся к «Погоне».

Главный вопрос, при анализе фактической части песни: а могло ло иметь место такое событие в принципе?

Что волки иногда нападают на упряжки и при этом могут погубить коней и даже ездоков – известно из кинофильмов и книг, как-будто бы, всем. Кто не видел таких картинок: сани, возница с кнутом, распластавшиеся в скачке кони, чаще тройка (очень уж красиво выглядит тройка  на картине) и стая волков с оскаленными пастями.
Но случаи нападений волков на путников были довольно редкими даже во времена троек и саней-розвальней, и ... не на санях ехал герой «Погони». Читаем: «...сбросил с ВОЗА манатки, повел в поводу».
Разница существенная. События баллады развиваются не зимой, когда голодные волки собираются в стаи и охотятся загоном, порой забывая страх перед человеком, а осенью или весной: «...и болотную слизь конь швырял мне в лицо»; «дождь, как яд с ветвей»; да и «воз», который «на кряж крутой на одних осях». Про оси – конечно тоже метафора, т.к. о развалившихся колёсах или глубоких колеях в стихах не упоминается.
Описание гнилой погоды больше наводит на мысль об осени, хоть это и не бесспорно, да и волки...
А что же волки?  И сколько их?
И тут мы видим удивительный талант художника: ощущение тревоги и опасности возникает у нас намного раньше упоминания о волках.

                   ...И вокруг взглянул -
   И присвистнул аж:

Лес стеной впереди - не пускает стена,-
Кони прядут ушами, назад подают.
Где просвет, где прогал - не видать ни рожна!
Колют иглы меня, до костей достают.

   Коренной ты мой,
   Выручай же, брат!
   Ты куда, родной,-
   Почему назад?!
   Дождь - как яд с ветвей -
   Недобром пропах...

И только после, когда слушатель/читатель уже «созрел» появляются волки, сначала один: «Пристяжной моей/Волк нырнул под пах». Да потом, когда пришло осознание беды, волки (теперь во множественном числе) упомянуты ещё раз:

Вот же пьяный дурак, вот же налил глаза!
Ведь погибель пришла, а бежать - не суметь,-
Из колоды моей утащили туза,
Да такого туза, без которого - смерть!

                    «Я ору волкам, побери вас прах!..
                      А коней пока
     Подгоняет страх.»

Да нам уже всё равно, сколько волков, сколько коней, мы и сами готовы кричать-молиться: «Выносите, друзья, выносите, враги!»

Так что же было? И куда волки делись, почему вдруг отстали, да ещё когда: «На кряж крутой – на одних осях...», уж не астма ли у волков, что они на подъёме запряженных лошадей не догнали?  Ни до деревни, где люди живут, упряжка ещё не домчалась, ни встречного обоза не было, чтобы стаю отпугнуть, а из оружия у седока – только кнут.

Наиболее вероятная причина нападения одинокого волка на человека или упряжку во «внеурочную пору» - бешенство. Но в данном случае волк был не один, значит  -не бешенный. Что же тогда?.

Отдавая себе полный отчёт в условности моих рассуждений, попробую дать своё объяснение ситуации.

Думаю, что дело было осенью и на охоту вышла семья волков: матёрая волчица с «прибылыми», т.е. с волчатами этого года. Вероятнее всего, с ними не было «главы семьи», сгинувшего в суровой борьбе за жизнь: второй волк ведь не появился в критический момент. Значит - только волчица с молодняком. Волчице, видимо, уже приходилось таскать животину из стада под крики пастухов да щёланье их кнутов, и она не особенно боялась приближаться к людям.
Сперва, в полном соответствии с повадками волков, серая семейка следила за упряжкой исподтишка, оставаясь в тени. А когда кони почуяли опасность и вся группа оказалась на грани паники, наступил подходящий момент и зверюга попыталась схватить пристяжную. Ведь пристяжная бежит сбоку, как бы в стороне от основной группы – кореного в оглоблях и под дугой с колокольчиком, и возницы,  сидящего чуть не на хвосте у коренника.
Но налёт сорвался. Возница ожил, заорал, закрутил кнутом, кони понеслись дружно - пристяжная не отстала, не рванулась в лес, а именно на животных, отбившихся от группы, нападают обычно волки. И волчица отступилась.
А что остальные волки?
Матерых, как я предположил, был один, точнее, одна , а прибылые - дети и есть дети, что с них взять. Сопровождали мать на охоте, учились понемногу, пугали «добычу», создавая эффект стаи. С мамой вместе и ушли. У волчат всё ещё впереди.

Похоже, что ни в песне, ни в известных описаниях жизни волков, нет ничего, опровергающего достоверность происшествия, и ситуация оказывается понятной и непротиворечивой. И неважно собирал ли скрупулёзно поэт данные о волчьих повадках, или интуиция помогла ему не погрешить против достоверности.
Так и кажется, что автор зримо проигрывал погоню и за возницу с конями, и за волков:  вот ведь встретились любимые герои Высоцкого в одной песне, но в разных ролях, и симпатии поэта оказались явно не на стороне серых бандитов.

А «я себе уже всё доказал»: такое могло случиться, и как мы видим, случилось.

По мелочам, можно выловить  ещё несколько неточностей, иногда мнимых. Кое-кто говорил о противоречии: сначала – «лесом правил я», а потом «лес стеной ВПЕРЕДИ, не пускает стена...». Но здесь всё верно. Возница едет лесом, смотрит вперёд и впереди видит стену, без просвета, без прогала. Особенно сильна иллюзия стены перед поворотом дороги, когда она уходит из-под ног, как бы упирается в деревья.
А вот «нырнуть под пах» скачущей лошади волк не мог – получил бы удар копытом. Вот если бы лошадь на дыбы встала! Но лошадки не подвели, тянули дружно и вынесли. Вероятнее, волк попытался бы остановить лошадь, вцепившись ей в бедро, но как-то  неэстетично звучит, то ли дело в «пах» – даже читать больно.
«Бубенцы плясовую играют с дуги» - ну, перепутал спьяну возница, к дуге подвешивался колокольчик, а не бубенцы. Бубенцы обычно укреплялись на специальных ошейниках - но до точности ли в пылу погони, в которую герой и читатель или слушатель, уже и так вовлечёны до самых печёнок.

Словом, с точностью здесь примерно также, как у дорого нам А.С.Пушкина в «Анчаре», когда раб, вернувшись с ядом, «ослабел и лёг под сводом шалаша на лыки», а критик, имя я запамятовал, удивился: «Лыки? В пустыне?». Любопытно, кто-нибудь, кроме уважаемого критика, обращал внимание на неточность Александра Сергеевича или читателей больше волновала смерть раба?

Простим гениям их оговорки и поблагодарим за творческие взлёты.  


Г.Брук, Тель-Авив, 25.11.2006

Августа 27, 2008, 10:09:52
Ответ #1

Оффлайн Лом

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 68316

  • Сообщений: 2

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 0

  • Дата регистрации:
    01-05-2007


  • Дата последнего визита:
    Июля 30, 2012, 07:16:25


Высоцкий "Погоня" - Комментарий к песне
« Ответ #1 : Августа 27, 2008, 10:09:52 »
 "...И об стакан бутылкою звеня,
которую извлек из книжной полки,
он выпалил - да это ж про меня,
про нас про всех, какие к черту волки."