Шансон Плюс

Посиделки => Муз. просвет => Тема начата: aibolit66 от Ноября 26, 2005, 00:23:51

Название: Вилли Нельсон (willie Nelson) - Музыка одноэтажной Америки
Отправлено: aibolit66 от Ноября 26, 2005, 00:23:51
  Вилли Нельсон (Willie Nelson), знаменитый американский кантри-исполнитель, автор хита "Crazy" в исполнении Петси Клайн, родился 30 апреля 1933-го года.

Вилли Нельсон, герой кантри-музыки и американская легенда, чья карьера продолжается почти полвека, один из наиболее характерных и популярных музыкантов в мире.

Вилли Нельсон — Иосиф Кобзон кантри-музыки. Только вместо номенклатурной двойки и парика он носит джинсы и пару огромных русых кос, а также уже лет 50 предпочитает алкоголю косяк с марихуаной. От этого его музыка проникнута совершенно особым блаженным пофигизмом, которому мечтают подражать многие.

(http://music.com.ua/upload/chronograph/1933/04/30/2318_3.jpg)

Эта песня "Снова в дороге" стала символической для певца и композитора Вилли Нельсона.

Как я жду этого момента,
Оказаться снова в дороге с любимыми друзьями,
Передавать друг другу бутылку
И петь хорошие песни.

Прямо-таки, гимн мужчин, вырвавшихся на свободу.

В 1993 году имя Нельсона включили в Палату славы музыки кантри. К тому времени у него уже вышло 100 музыкальных альбомов. Но известность принес ему далеко не первый из них. Вилли Нельсон начал писать в 1957 году. И только в 1975 вышла пластинка, которая принесла ему славу и деньги. Она называлась "Рыжеволосый незнакомец". Автору уже было тогда за 40. Он написал 2 000 песен, и это была его 21-я пластинка. 20 предыдущих прошли почти незамеченными. На вопрос, чем это можно объяснить, ответил музыкант и обозреватель многих американских музыкальных журналов Роджер Дитс: “В Америке большинство талантливых музыкантов старается идти по проложенной тропе. То есть, петь в той манере, которая в данный момент популярна. Это дает быстрый успех. Вилли Нельсон с самого начала пел так, как ему нравилось. Даже когда его никто не слушал. То есть, у него была, конечно, своя маленькая аудитория, но миллионы любителей музыки только через 20 лет расслышал, что его песни - это сама естественность, сама жизнь, квинтэссенция музыки кантри. “

Сейчас на концерты патриарха Вилли Нельсона собирается тысячная аудитория во всех городах Америки. А свои первые песни Нельсон исполнял в барах перед несколькими водителями грузовиков, которым посчастливилось застрять в забытом Богом городишке Эббот, штат Техас. Но в конце 50-х Вилли отправляется завоевывать мир. Он везет свои песни из Техаса в столицу музыки кантри город Нэшвилл, штат Теннеси. Именно там, на чрезвычайно престижных ежегодных фестивалях, начиная с 25 года и до сих пор, восходят новые звезды, создаются и рушатся репутации, словом, решается who is who в музыке кантри.

 Несколько слов о кантри(см. также   здесь (http://www.shanson-plus.ru/forums/index.php?topic=644&st=0&#entry3542)), как раз из книги "Who is who в американской поп музыке".

Кантри родилась в начале 19 века. Так стали называть песни и баллады, которые сочиняли и исполняли провинциальные и доморощенные таланты. В каждом штате этот стиль видоизменялся. Оттого и названий у него много: блю грас, рурал блюз (то есть провинциальный блюз) или белая душа дельты. Но во всех них есть нечто общее. Откровенность в словах, мелодичность в музыке, и стыдливая сентиментальность в настроении. Музыка кантри долго была падчерицей американской музыкальной культуры. Только в конце 60-х ее звезды стали выходить на всеамериканскую сцену.

 Если музыка кантри была падчерицей музыкальной культуры, то Вилли Нельсон был пасынком музыки кантри. В Нэшвилле его песни принимались, но не создавали ему имени. Потому что в Америке хорошая песня делает имя не автору, а исполнителю. 70 признанных певцов разобрали хиты Вилли Нельсона. Среди других Рей Прайс, Рой Орбисон, Фаран Янг, Линда Ронстад и Патси Клайн, для которой звездным часом стало исполнение песни Нельсона "Крейзи".

Это безумие думать, что моя любовь может удержать тебя,
Безумие пытаться, безумие плакать из-за тебя,
И любить тебя - чистое безумие.

60-е годы прошли, не принеся успеха. И Нельсон купил ферму под Нешвиллом. Дело не ладилось. Вилли курил марихуану, пил, написал даже песню "Ривер оф виски". Одно было хорошо: у него завелись новые друзья - местные фермеры.  Он испытывает особые чувства к фермерам. Потому что фермер - это человек его типа, его корня. Тот, кто борется в одиночку - с погодой, с природой, с судьбой. Он ведь и сам стал фермером после неудач в Нешвилле. Разводил свиней, пока ферма его не сгорела. Тогда он вернулся в Техас. Техас - его вечная любовь. Он даже как-то сказал, что Техас - это место, специально созданное для тех, кто пишет песни.
Что-то, видимо, есть такое особенное в штате одинокой звезды. Сам Вилли говорил, что в этих местах свободы больше, чем во всей остальной Америке.
И, припав к Техасу, как Антей к земле, Вилли Нельсон набрался сил и уверенности в себе. В том же 1972 году он начал устраивать свои собственные музыкальные фестивали, которые скромно назывались пикники. Нельсон собирал на них тех музыкантов, певцов и композиторов, которые не пришлись ко двору в Нэшвилле. Первый же нельсоновский пикник собрал 25 000 слушателей. Так появилась "Музыка вне закона".

Вилли и его друзья пели гораздо более спонтанно, чем тогда было модно. В другом темпе, с другим музыкальным фоном. В Нэшвилле была принята, как тогда говорили, богатая оркестровка. Короче, они не признавали музыкальные законы Нэшвилла - столицы музыки кантри. Но, с другой стороны, мистика дальнего Запада, особенно Техаса, часто превращает нарушителей закона в романтических героев. Так и с Вилли. Многие за то его и любили, что он нарушал закон.

Когда пришли слава и деньги, первые, кого вспомнил Вилли Нельсон, были фермеры. Владельцы маленьких, так называемых, семейных ферм. Чья экономическая ситуация становилась все хуже, поскольку их постепенно разоряли модернизированные сельскохозяйственные гиганты. Вилли потратил много времени, чтобы привлечь внимание к проблеме американских фермеров. Он является главой и одним из создателей организации помощи фермерам, которая выступает за спасение семейных ферм в Америке. В свое время, его благотворительные концерты в помощь фермерам собрали 12 миллионов долларов. И потом, когда у Вилли были неприятности с налоговым управлением, и его дом за неуплату долгов пытались пустить с молотка, фермеры объединились и выкупили его для Вилли.

Вилли - уникальное явление в мире кантри музыки. Это человек, готовый отстаивать свои убеждения, невзирая не последствия. И в песнях своих, и в обращениях, он иногда выступал против политики правительства. Такое инакомыслие нехарактерно для исполнителей кантри. Фрондерство, в отличие от рока или репа, не свойственно стилю кантри.

Все же, надо признать, что большинство песен Вилли Нельсона - о чувствах. Одной из немногих гражданских песен, которую Вилли исполнял, была песня Арло Гатри "Город Новый Орлеан". О поезде, который проходит мимо негритянских кладбищ.

Доброе утро, Америка,
Неужели не узнаешь меня?
Я твой родной сын.

Сейчас Вилли Нельсон пользуется, так сказать, всеобщим признанием. Но, все же, кто составляет его обычную аудиторию? Люди, которые ищут в песнях живого и адекватного выражения чувств. Которым нравится когда певец появляется перед ними не в блестках и не в опереточных ковбойских нарядах, а в том, в чем ходит на работу. И Вилли всегда был и оставался таким. Он не носит смокинга, он заплетает волосы в индийскую косу, он грешит, он пьет. Словом, он - как мы.

Перечислять грехи Вилли Нельсона можно бесконечно. Говорят, что когда горела его ферма, он бросился в огонь и вынес оттуда футляр с гитарой. То есть, все думали, что с гитарой. Но футляр оказался набит дорогой, высококачественной марихуаной.

Говоря о грехах, ходят слухи, что Вилли Нельсон дамский угодник. У него потрясающие глаза. Карие, глубокие и продолговатые, как миндаль. Даже сейчас они действуют на женщин безотказно. Рассказывают, что одна из его первых жен как-то застала его в постели с другой женщиной. Он посмотрел на нее своими миндалевидными глазами и сказал: "Ну и чему ты будешь верить? Тому, что видишь, или тому, что я тебе скажу". Сейчас, Вилли снова женат. Это его четвертая жена Энн Мэри. От этого брака у него двое маленьких детей. Есть у него дети и совсем взрослые, 40-летние уже. У Вилли их много разных возрастов.

И все же, именно Вилли Нельсон создал песню, про которую в 70-х говорили: "Если вы принесете жене три гвоздики и пластинку Вилли, то вам сойдет с рук даже убийство".

Я забывал обнимать тебя, когда тебе было одиноко,
Я ни разу не сказал, как я рад, что ты моя,
Но просто это само собой разумеется.

Вот уж действительно, квинтэсенция музыки кантри. Откровенная, мелодичная и немножко сентиментальная. Кантри музыка это деталь американской повседневности, реальность бытового склада, с которой вы сталкиваетесь десять раз на дню. Ее так же трудно не заметить, как, скажем, в бывшем Советском Союзе не замечать очередей у пивных ларьков. А такие очереди были не просто очередями, как, допустим, в мясной отдел, а оригинальной формой народного общения, своего рода, мужскими клубами. Если хотите, культурным феноменом, понимая культуру в предельно широком смысле сложившейся жизненной формы. Вот и музыка в стиле кантри такой же феномен в США. Это любимый народом жанр. Еще лучше - это и есть народный жанр. В Америке существуют телевизионные каналы, полностью посвятившие себя этой музыке. Они часто устраивают что-то вроде сходок своей аудитории. И посмотрели бы вы, с каким самозабвением на этих сходках отплясывают американцы под пение и гитарно-скрипичную игру нескольких профессионалов на эстраде. Причем, и старики и молодые. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно. Оно означает, что американская молодежь отнюдь не полностью попала под влияние современного поп искусства и всякого рода рок-музыки. Современный поп, это, все-таки урбанистическое явление, детище больших городов. Но в США эти большие города отнюдь не задают тон в построении бытовых форм жизни. Тут нет диктатуры городов. Америка - провинциальная страна. Она поистине одноэтажна. Правы были авторы известной книги. Америка тем и могуча, что она сумела сохранить некую необходимую органику. Это страна большая. Ее трудно целиком забить небоскребами и кинозвездами. Кантри музыка напоминает нам, что в современном, механизированном мире еще не все потеряно. Еще можно кое-где жить в органических ритмах. Счастье Америки в том, что она не захотела расставаться с этим, провинциальным, архаизмом.

Вилли Нельсон стал не просто звездой музыки кантри, а выразителем ее духа, хранителем ее принципов. Именно поэтому, возможно, он и получил 8 наград Гремми.

У Вилли Нельсона нет сотен подражателей, какие были у Элвиса Пресли. Но, с другой стороны, нет и современного американского менестреля или композитора-песенника, который не перенял бы что-нибудь у Вилли Нельсона. Его приемы игры на гитаре, его манеру петь, чуть-чуть выходя из ритма.

Интересно, что Вилли Нельсон в своих песнях воплощает основу, квинтэссенцию американского духа. Или, во всяком случае, то, что нам кажется американским духом - идеализм, независимость и нравственное чувство. Его герой делает только то, что хочет. И учиться только на собственных ошибках. Он сам себе босс. Он сражается со злом и несправедливостью, даже если он сражается один. И главное - он умеет выживать.
Название: Вилли Нельсон (willie Nelson) - Музыка одноэтажной Америки
Отправлено: BEN54 от Ноября 26, 2005, 01:04:14
 Уважаемый Айболит66!!!Примите мою благодарность. ;D  :)  
Название: Вилли Нельсон (willie Nelson) - Музыка одноэтажной Америки
Отправлено: Тёма от Ноября 27, 2005, 22:15:25
 aibolit66!    
Огромное спасибо! Очень хороший очерк.
Название: Вилли Нельсон (willie Nelson) - Музыка одноэтажной Америки
Отправлено: Babushka от Декабря 01, 2005, 19:22:03
 aibolit66, большое спасибо! ;D