Advanced Search

АвторТема: Три сорта Нашей Эстрады - Давайте обсудим  (Прочитано 3289 раз)

Января 02, 2006, 20:52:59
Прочитано 3289 раз

Оффлайн onlyguest

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 375

  • Сообщений: 108

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 2

  • Дата регистрации:
    28-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Сентября 19, 2007, 19:30:57


 Три сорта Нашей Эстрады.

В этой статье я решил привести некоторую классификацию нашей эстрады.

Вообще, классификаций эстрады и всего на это похожего существует, я думаю, немало, но я таких пока не встречал. Поэтому попытаюсь сам расклассифицировать всё это.

Я попытаюсь просмотреть пока только эстрадную песню, не затрагивая такие части нашей эстрады и стили как джаз, рок, авторскую песню и т.д., т.к. джаз – это «музыкальный спорт», а советский рок – «электрическая» авторская песня и сама авторская песня – это уже, наверно, литературные жанры, их в школе учат. Я, например, изучал.

Ну, поехали…

Так вот, я решил разделить эстраду на сорта, т.е. рассортировать.

Итак, вся наша эстрада делится на три сорта – высший, первый и второй.

Начнём по порядку.

Высший сорт характеризуется, во-первых, профессиональным вокалом и инструментальным исполнением. В нашей эстраде профессиональный – не значит законченная консерватория или другое высшее музыкальное заведение. Бывают и самоучки, которых от профессионалов не отличишь, а есть «профессионалы», которые занимаются просто бездарной ерундой.

Вокалисты –  с поставленным голосом. Высота голоса измеряется как в опере. Мужчины – тенор и баритон, басов на эстраде почти нет. Женщины – сопрано, меццо-сопрано, альто, контральто (извиняюсь, если термины неточные).  

Инструментальное исполнение – оркестр (лучше всего - эстрадный), который своим составом и профессионализмом мало отличается от классического. Однако есть примеры, когда профессиональные вокалисты поют с клавишными ансамблями. Тут всё зависит от уровня. Если это даже рок-н-ролл или диско в стиле ретро – это сносно, а если это дэнс, техно, рейв, хаус или ещё что-либо  подобное – сорт меняется. Например, Эдуард Хиль пел когда-то песню «Ямайский ром» - эта песня, конечно, к высшему сорту не относится.

Музыка не должна быть примитивной, даже вставки вокализа или сложных вокальных ходов совсем не помешают.

Словами песен, как известно, наша эстрада особо не блестит. Однако в высшем сорте должны использоваться как можно более профессиональные стихи. Если уж о Родине – так под гимн, если уж о любви – под Пушкина. Обычные житейские песни артисты высшего сорта почти не поют, хотя бывает.

Общий вид артистов на сцене не должен вызывать никаких эмоций у зрителя. Обычные парадные костюмы. Подпевки и подтанцовки исключены.  

Примеры высшего сорта – почти все артисты 1930-х – начала 50-х годов. А если по именам – Владимир Нечаев, Владимир Бунчиков, Вадим Козин, Вера Красовицкая, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Владимир Трошин, Георг Отс, Эдуард Хиль, Заур Тутов, Ярослав Евдокимов, Валентина Толкунова, Альберт Асадуллин, Анна Герман, Яак Йоала, Евгений Мартынов, Ренат Ибрагимов, Сергей Захаров… Извините, если кого забыл.

Главное – всё исполнительское мастерство на высоком или даже высшем уровне.

Первый сорт – наиболее распространённая на всех эстрада. Особенности:

Вокалисты – в основном, профессионалы с классическим образованием, «ушедшие в лёгкую музыку», большинство поющих композиторов, поющих поэтов-песенников а также инструменталистов из ВИА. А также вокалистами могут быть те, кому от природы повезло с голосом. А у некоторых и вообще поставленного голоса нет, как они говорят «я пою не голосом, я пою душой».

Инструментальное исполнение – в основном, небольшие инструментальные ансамбли по 5-10 человек. В 50-е годы – просто-таки стандартный состав – фоно (музыкальный жаргон, обозначающий фортепиано), кларнет, аккордеон, гитары, контрабас. Самым известным таким составом был инструментальный ансамбль п/у аккордеониста Бориса Тихонова.  В 60-х годах начинают внедряться, в первую очередь, конечно же, саксофон, затем труба и ударные. Уже на рубеже 50-60х появились первые электрические клавишные инструменты. Конец 60-х-70-начало 80-х – эпоха ВИА – внедрение бас-гитары, разделение на соло- и ритм-гитары, постепенно уходят аккордеон и кларнет. 80-е – влияние «Новой волны» - постепенный уход духовых, внедрение электробарабанов. 90-е – без комментариев.

Однако, артисты эстрады первого сорта иногда поют и с оркестрами. Например – «Песня года» или джаз-оркестр Леонида Утёсова.

Музыка – в основном, разнообразная, но несложная. Никакой сложности в исполнении нет, но и 2-3 ноты в одной тональности через такт не повторяются, хотя по-всякому бывает.

Слова песен – незамысловатые. По той простой причине, что ни один шлягер не может содержать какой-нибудь заумный смысл. Например, песня, которую пела Эдита Пьеха – «На тебе сошёлся клином белый свет». Часто эстрадная песня первого сорта с неплохой музыкой обречена на провал или попадание во второй сорт, если текст песни примитивен. Часто текст песни надоедает повторами, что обеспечивает попадание песни во второй сорт.

Общий вид артистов на сцене – самый разнообразный. В основном, артисты эстрады первого сорта используют шоу. Поэтому они могут быть одеты в самые разнообразные костюмы. Шоу проходит с использованием подпевок и подтанцовок. Иногда – с использованием пиротехники и прочих шоу-приборов. Всё зависит от финансового положения артиста и времени (кто знает, что бы сделали при вожде … за фейерверки на концертах).  

Примеры первого сорта – почти все ВИА и отдельные артисты 60-х – 80-х годов, поющие композиторы, иногда и поэты, если по именам – Леонид Утёсов, Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Эдита Пьеха, Майя Кристалинская, Михаил Боярский, Ирина Понаровская, Алла Пугачёва, София Ротару, Лайма Вайкуле, Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Тынис Мяги, Иво Линна, Анне Вески, Лариса Долина, Олег Газманов, Дмитрий Маликов, Филипп Киркоров… Извините, если кого забыл.

Главное – удачные концерты, шоу, реклама.

Второй сорт – упрощённый первый сорт. Эстрада второго сорта адресована, главным образом, молодёжи. Слишком большое внимание уделяют внемузыкальным факторам. Самые нижние слои первого сорта, и второй сорт сейчас называют попсой.

Вокалисты – чаще всего, непрофессионалы. В лучшем случае это поющие инструменталисты, в худшем – просто «поющие красавцы и красавицы» - имидж есть, а уж голос – какой есть. Видимо, молодёжи это больше важно.

Инструментальное исполнение – во-первых, клавишные инструменты. Когда их не было, второго сорта тоже не было. Присутствуют электрогитары и барабаны – очень редко живые, иногда – электронные, а в настоящее время –разнообразные технические ритм-машины. В настоящее время идёт возвращение к акустическим гитарам и фортепиано. Правда, роль клавишных и ударных при этом на второй план не отходит.

В настоящее время у артистов на вооружении такие синтезаторы, которые просто запоминают мелодию, и становится возможным делать накладки, при этом присутствует циклический ритм. Вообще, в эстраде второго сорта ритм играет большую роль и имеет большое значение. Например, до чего довели ритм диско (диско 70х годов, 120 ударов в минуту), который к нам пришёл, опять же, из-за границы, где его использовали ансамбль ABBA, группа SPACE, много кто ещё, а у нас – «Красные маки», Юрий Антонов («Я вспоминаю»), а также многие артисты высшего сорта. А из ритма диско 70-х годов (сокращённо  диско70) получилось диско80 – тоже 120 ударов в минуту, но с использованием других, более плоских и солёных по звучанию барабанов, а уж «диско»90 – технический ритм, не только на 120, но и 140 и более ударов в минуту .  То, что сегодня обыватели называют «бум-ынц-бах-ынц» некоторые считают за диско. Я это называю «мёртвое диско». На этом фундаменте появились всякие разные стили – «техно», «хаус», «хардкор», «дэнс» и многие другие. Не так давно ритм стали писать на компьютере. Что же касается внебарабанного исполнения – в последние годы к этой работе стали подключаться ди-джеи, какими-то техническими приёмами искажая звучание клавишных для получения нового звука. Также у них под рукой виниловая пластинка, царапанье которой издаёт своеобразные звуки. Говоря об инструментах, хочу заметить, что в последнее время часто видно на сцене – стоит человек с гитарой и что-то играет. А к песне как ни прислушивайся – ну нет там гитары и всё тут! Это большой признак использования фонограммы.

Музыка – в основном, примитивная. Чаще всего отсутствуют даже элементарные отклонения и модуляции. Музыка идёт с постоянным ритмом, без замедления и перерыва. Объяснить это можно тем, что в последнее время технический ритм ассимилировал всё другое, а на замедление или временную приостановку он пока не способен. А иногда вообще музыку используют совсем мало – остаётся один неравномерный речитатив и равномерный ритм. Это даже рэпом  не назовёшь. Сейчас есть такая группа – «Дискотека Авария», которая именно такие песни и поёт.

Слова песни – в основном, про любовь. Т.к. это делается для молодёжи – часто о подростковой любви. Используется белый стих, часто используется «косая» рифма («мои руки» – «твои губы», «поцелуй меня везде» – «я ведь взрослая уже»). В эстраде второго сорта используют качественные стихи или «маскировку» (смена сюжета с сохранением смысла) крайне редко, но при использовании у песни есть шанс попасть в первый сорт. Слова часто повторяются по много раз, особенно в припеве, причём, не только с музыкой припева, но и простым речитативом.

Общий вид артистов на сцене мало отличается от артистов первого сорта. Однако, если артисты первого сорта по своему финансовому положению могут себе позволить роскошные костюмы, мощные фейерверки, качественных танцоров, т.к. эти артисты – сами себе начальники, и «что хочу, то и делаю», то артисты второго сорта чаще всего – «раскручиваемые звёзды» - у них есть директор, продюсер, ещё целая куча начальников, которые совсем не собираются вкладывать большие деньги в шоу, а, как известно, эта экономия ни к чему хорошему не приводит. Да и сами костюмы артистов второго сорта вовсе не от известных модельеров, а от кого-либо другого. Это не значит, что это хуже. Просто все эти модельеры полсуммы берут за имя. Испытывая влияние «новой волны» многие артисты второго сорта одновременно поют и танцуют.

Примеры второго сорта – многие исполнители после 80-х годов, бывшие инструменталисты, а также все современные артисты, в том числе, именующие себя «Ди-джей», что звучат на дискотеках. А если по именам: Андрей Державин, Женя Белоусов, Владимир Пресняков-мл., Татьяна Буланова, Влад Сташевский, Алёна Апина, кабарэ-дуэт «Академия», группы «Ласковый Май», «Мираж», «Комбинация», «На-На», «Кар-мэн», «Иванушки», «Руки вверх» … Ой, их так много…

Главное – кому как, чаще всего на первом месте – имидж, но большинству артистов – всё, что угодно, лишь бы было больше денег, чтобы продюсер был рад. Как правило, после того, как продюсер отобьёт своё, эти артисты уходят совсем, либо в первый сорт.

Ну, вроде всё.

На самом деле, этой классификации подходят не все песни и, тем более, исполнители. Конечно, данная классификация больше подходит к песням, а к исполнителям её легко применять, когда он всегда работает только в одном жанре и направлении, что бывает довольно редко.

Также существует море исполнителей, которые могут просто не попадать в сорт, т.е. музыка может быть примитивной, но с хорошими стихами. Пример – Юрий Шатунов и группа «Ласковый май», обратный пример – хорошая музыка, но текст некачественный – «На тебе сошёлся клином белый свет». Также может быть примитивной музыка и слова, но в качественном исполнении, пример – «Листья закружат…» ВИА «Поющие сердца». И, конечно же, обратный пример (музыка и слова отличные, а исполнение некачественное) –«Восточная песня» в исполнении группы «Премьер-Министр». Вообще, данных примеров очень много – перепевов и перепевщиков старых песен сейчас полно. Недавно даже проект был – «Старые песни о главном». Эстрадные артисты на этом немалые деньги получают. Особенно ужасно, когда деньги артистам льются в карман с перепевов песен безвременно ушедших из жизни артистов – Игорь Тальков, Виктор Цой, Евгений Мартынов, Евгений Белоусов и другие. Некоторые даже перепевают Владимира Высоцкого или, например, Леонида Утёсова. Причём, совершенно без повода (юбилей или, например, день памяти). Понятно конечно, что разрешение они купили, но ведь не всё продаётся-то. К сожалению, эстрадники этого не понимают. И не только наши, но и зарубежные. Но это вообще нужна отдельная статья, в этих строчках всего этого не уместить.

Фёдор Стрелков (2002)

http://f-a-s.boom.ru/articles/3_grades.htm